В Великую отечественную войну был такой класс кораблей — минные заградители. Сокращённо — минзаг. Это специализированные военные судна, предназначенные для постановки минных заграждений.
Во время войны многие корабли, от торпедных катеров до крейсеров, оборудовались устройствами для сбрасывания мин. Много гражданских судов переоборудовались в минные заградители. Один из таких гражданских сухогрузов как раз и был переделан в минзаг и имел он гордое имя «Сызрань». На просторах интернета можно найти сухую официальную информацию об этом корабле.
Водоизмещение: 2810
Вооружение: орудия 76.2-мм, 45-мм, автомат 20-мм, пулеметы 12.7-мм.
Экипаж: 94 чел.
Гражданский сухогруз «Сызрань» был заложен в начале 1931 г. в Севастополе на «Севморзаводе», спущен на воду 1932 г.
В 1939 г. был мобилизован и переоборудован в минный заградитель. После этого включен в состав Черноморского флота.
29 июля 1941 года корабль подорвался на мине, но был поднят и восстановлен.
После войны его вернули в морское пароходство и использовали до середины 60-х годов XX века.
Вот и всё. А как же он показал себя на войне? Кто расскажет про героические будни краснофлотцев сызранцев? Тут нужно копнуть поглубже. Рассмотреть события, происходящие на корабле через призму подвигов его команды.
А таких было не мало. Мы смогли найти около 100 наград членов команды минного заградителя «Сызрань». Это медаль «За отвагу», «За боевые заслуги», «Орден красного знамени», «Орден красной звёзды», «Медаль Ушакова» и другие.
Минзаг «Сызрань» участвовал в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа. Команда корабля была интернациональной, но большинство было украинцев и русских. В те времена национальность не мешала советским людям объединятся в борьбе за будущее социалистической родины. Краснофлотцы под огнем немецкой авиации мужественно выполняли свой долг несмотря на ранения.
Старший кок Кравчук Василий Ефимович отменно готовил и поэтому пользовался авторитетом личного состава. Но не только кухня была его делом. По военному расписанию во время налета вражеской авиации т. Кравчук находился у кормового орудия, где вёл себя мужественно и смело. Как раз там он был ранен в грудь. Василий Ефимович попал в госпиталь, но после излечения вернулся в строй. Получил медаль за боевые заслуги.
Вообще члены команды старались остаться на корабле. Старший краснофлотец Ларинский Николай Иванович, исполняющий обязанности машиниста, в бою был поставлен к орудию, где проявил стойкость и выдержку, но был тяжело ранен. После долгого восстановления, его, по состоянию здоровья, направили в сухопутную часть. Там он не пробыл долго. Настойчивыми действиями т. Ларинский добился от командования возвращения на корабль и «снова встал на свой боевой пост».
Довольно часто в дружную команду минного заградителя приходили моряки с других кораблей. В начале войны Черный Александр Францевич служил на транспорте «Красный Профинтерн». В порту Камыш-Бурун при прямом попадании в корабль вражеской бомбы и возникновения пожара, т. Черный проявил мужество при тушении пожара, выгрузки боезапаса, спасению и буксировки судна в порт Новороссийск. На «Сызрани» Александр Францевич служил машинистом и пулеметчиком. Был заместителем парторга парторганизации корабля. Быстро обучился и проявил себя как опытный боец. За что и получил орден Красной звёзды.
Вот так проходила служба на минном заградителе «Сызрань». Команда слаженной работой вносила свой вклад в общую борьбу против фашистских захватчиков. Только благодаря братству и дружбе народов многонациональной страны была добыта победа в этой страшной войне. Интернационализм, живущий в сердце советского человека, победил фашизм, порожденный империализмом стран Западной Европы.
Спасибо за интересный рассказ.
Спасибо за материал! Нашел информацию о судне на котором служил мой дед в ВОВ, Анашкин Фёдор Васильевич, старшина 1 статьи, командир отделения электриков.