После трагедии в Ижевске губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поручил проверить и усилить систему безопасности школ и других социальных учреждений.
В Сызрани по итогам заседания антитеррористической комиссии даны поручения по проверке работоспособности всех технических средств обеспечения безопасности (тревожных кнопок, металлодетекторов, систем оповещения).
Кроме того, в школах и детсадах будут проведены инструктажи о порядке обеспечения пропускного режима с ответственными за безопасность лицами, усилен контроль за работой охранных организаций, а также проведены инструктажи со всем персоналом и учащимися о действиях при чрезвычайных ситуациях.
Эффективны ли эти меры? Не совсем! Это ничто иное как «театр безопасности», который устраивают практически везде. Проблема намного глубже и очередным усилением контроля её не решить. Но разберем мероприятия, которые будут проделаны в Сызрани, области, стране…
Опять борьба с симптомами, а не болезнью?
Установка металлодетекторов помогает выявлять металлические предметы, но со временем охранники начинают относиться формально к осмотру лиц, которые «пищат» при прохождении рамки. Кроме того, по результатам некоторых исследований рамки не являются безопасными устройствам, а регулярное их прохождение способно вызывать онкологические заболевания. И самое главное – остановят ли рамки металлодетекторов убийц? Вряд ли. Аналогичная трагедия в Казани в прошлом году тому пример.
Наличие тревожной кнопки лучше, чем её отсутствие, но при экстремальной ситуации страшно представить сколько у преступника до приезда сотрудников полиции. Опять же это в том случае если кнопка нажата. А если убийца успел ликвидировать охрану до того, как охранник успеет нажать кнопку. И не стоит забывать, что среднестатистический охранник на вахте — это пожилой человек и у него нет средств защиты от вооружённого преступника, а сотрудников Росгвардии к каждой школе не приставить.
Высокие заборы тоже не предотвратят проникновение мотивированного убийцы. Нападения на учебные заведения производят люди с явно выраженными расстройствами психики и смерть им не страшна. А вот высокие заборы могут стать ловушкой для тех, кто находится в здании или на территории.
Почему все эти меры не предотвратят следующей трагедии? Потому, что это борьба с симптомами, а не с болезнью. Это сродни затыканием жопы при поносе. Если наложить повязку на рану, то рана под ней не исчезнет. Думаю, что аналогий достаточно, чтобы понять, что не оружие убивает, а убивает человек. Так может отнять у него оружие и проблема решена? Опять нет. Ужесточение законов приводит только к тому, что страдают законопослушные владельцы оружия, а убийц это не останавливает.
Статистика нападений на учебные заведения показывает, что отсутствие огнестрельного оружия не является сдерживающим фактором для преступника, нацеленного на массовое убийство. Случаи нападений с огнестрельным оружием — это только вершина айсберга ведь без доступа к настоящему оружию убийцы применяют ножи, топоры и бутылки с зажигательной смесью.
В оружии ли проблема?
Оружие и убийцы связаны между собой также как ДТП и автомобили, ожирение и столовые приборы и т.д. Т.е. оружие это всего лишь инструмент и как его применять зависит от самого человека, но нельзя отрицать того факта, что с помощью оружия совершить преступление намного проще, чем без него.
Исходя из того, что оружие — это лишь инструмент в руках человека, то искать решение нужно в психологической плоскости. Легко сказать, что предотвращать преступления нужно еще в момент, когда человек может об этом задуматься, но как это сделать? Заниматься причинами, которые несут социально-психологический характер, а не следствием — ужесточением законодательства, установкой рамок металлодетекторов и усилением охраны.
Таким образом, действующая профилактическая работа должна быть направлена не на имитацию охраны, а на психологическую и социальную работу с обучающимися.
Настоящая причина проблемы
Настоящая причина трагедий со стрельбой в школах это преобразования во всех сферах общественной жизни, произошедшие в начале 90-х годов XX века. С тех пор изменились стереотипы понимания культуры и нравственности. Общественная культура перешла от диктатуры идеологии пролетариата под диктатуру денег. Последствия почти полного прекращения воспитательного процесса в отношении молодого поколения за несколько десятилетий наблюдаются в настоящий период.
В советское время доля оружия у населения была выше, чем в современной России, но при этом не было таких трагедий. Даже в лихое время 90-х годов не было подобных случаев и это напрямую связано с тем, что маховик советской культуры еще действовал. Первым случаем вооруженного нападения на школу учеником был 3 февраля 2014 года в школе № 263 в Москве, т.е., когда у детей, кто застал развал СССР появились свои дети.
Снижение уровня воспитания в учебных заведениях, недостаточное финансирование учебных учреждений, низкая заработная плата преподавателей привели к развалу системы образования, а значит и профилактики преступлений.
Единственной сферой, в которой в настоящее время более или менее осуществляется воспитание несовершеннолетних и молодежи, является семья. Значение семьи заключается в том, что человек выбирает для себя, как правило, эталон поведения и те нормы, которые бытуют в его семье. Однако глубокий кризис российского общества отразился и на семейном воспитании.
Для устранения причин подобных трагедий особое значение имеет воспитательный процесс, роль которого в стране после распада СССР и в период политических, экономических, социальных преобразований существенно уменьшилась.
Что делать?
Для начала нужно признать наличие проблемы, а также понять, что это долгий процесс, который даст свои плоды только через поколения. А что Вы, уважаемые читатели, хотели – простого ответа на такой сложный вопрос?
Решение этой проблемы требует изменений всей государственной политики в части развития блока, состоящего из образования, здравоохранения и воспитания. Так как в предыдущем разделе проблема сформулирована как относящаяся к общественно-психологической сфере, то для воздействия на неё нужны меры социального характера. Только изменение вектора развития государства на постройку социализма может нас избавить от гнетущей преступности свойственной капиталистической модели.